Наука тратить деньги

Деньги порой стоят слишком дорого, да и к тому же многих проблем с их помощью решить не удаетсяПочти всякая реальная ценность — будь то кусок хлеба или билет в консерваторию — имеет конкретное денежное выражение. А потому, нравится нам это или нет, стремимся заработать побольше денег, чтобы сделать свою жизнь удобной и приятной. Самоучители жизненного успеха, заполонившие книжные прилавки, недвусмысленно подразумевают: деньги — это и есть успех. И учат, как найти кратчайший и вернейший путь к такому успеху. Вряд ли стоит присоединятся к мажорному хору этих советов, тем более что они мало кому по-настоящему помогли. А те счастливчики, кому удалось разбогатеть, могут засвидетельствовать: сами деньги порой стоят слишком дорого, да и к тому же многих проблем с их помощью решить не удается. Поэтому не станем рассуждать о том, как приобрести деньги, а подойдем к ним с другой стороны: в чем состоит наука их тратить?

У многих этот вопрос наверняка вызовет усмешку: «Были бы деньги, а уж потратить их — дело не хитрое». Но «презренный металл» имеет одно коварное свойство — его никогда не бывает достаточно. Чем больше потребностей с его помощью удается насытить, тем шире разрастается круг желаний, который рано или поздно упирается в предел материальных возможностей. Эта проблема неведома лишь горстке финансовых воротил, остальным приходится постоянно соизмерять свои возможности и запросы. Финансовые ресурсы отдельного человека ограничены (у одного — суммой социального пособия, у другого — миллиардным банковским счетом, но все равно — ограничены).

Поэтому все мы стремимся расходовать свои средства рационально, то есть каждую покупку делать с выгодой и пользой. Увы, на сей счет не существует практических рекомендаций, и нам остается лишь полагаться на свой здравый смысл. Но он-то часто и подводит.

Искусству продавать учат на специальных курсах и семинарах. В результате нам, покупателям, противостоит хорошо обученная армия продавцов, знающих свои интересы и умеющих их отстаивать (разумеется, за наш счет). Попробуем и мы разработать свой «курс молодого бойца», точнее — рядового покупателя.

Начнем с повседневных бытовых покупок, которые, однако, и составляют наибольшую часть наших расходов. Причем зачастую — неоправданно большую часть. Ибо тут мы попадаем в плен иллюзии, порожденной, как сказали бы математики, «исчезающей малыми величинами». Так как за несколько копеек сегодня практически ничего купить нельзя, то даже очень небогатые люди копейки деньгами не считают. И без размышлений покупают, скажем, батон за 3.95, хотя неподалеку такой же можно купить за 3.80. Однако батон приходится покупать почти каждый день, как и множество столь же недорогих, но повседневно необходимых вещей. Не поленитесь произвести несложный подсчет: если каждую такую покупку удастся сделать всего на несколько копеек дешевле, то поистине копейка рубль сбережет.

Правда, эта старинная поговорка популярности ныне не имеет. Против нее с негодованием восстанет наша исконная российская натура, неотъемлемыми свойствами которой принято считать широту и щедрость. На иностранцев эти наши качества производят странное впечатление. Широкие жесты вполне объяснимы, когда человек ничем не скован. А россиянин, едва выбившись из нищеты, начинает любую экономию считать мелочной. Рассказывают, что один из наших разведчиков, в годы войны скрывавшийся под личиной немецкого офицера, однажды едва не попался на мелкой оплошности: в ресторане сунул в карман сдачу, не пересчитав. Немец себе такого не позволяет, и не только немец.

Кстати, само понятие «шопинг» означает вовсе не набег нашего человека на стамбульский базар и издавна употребляется европейцами, которые так называют поход по магазинам с целью прицениться и выбрать товар подешевле. Какой-нибудь датчанин, увидев на витрине рубашку ценою в 300 крон, преисполняется глубокого удовлетворения от того факта, что сумел неподалеку приобрести такую же за 280. При этом можно не сомневаться, что его банковский счет многократно превышает сбережения почти любого из нас.

Писатель Эфраим Севела в одной из своих книг приводит такой эпизод. В США богатый дядюшка в присутствии юной племянницы, эмигрантки из России, терпеливо дожидается, когда таксист отсчитает ему несколько центов сдачи. Та укоряет его: «Как это неловко — проявлять такую скупость! Вот папа всегда дает в такси не меньше доллара чаевых». На что следует резковатый, но справедливый ответ: «Зато твой папа был и остается голодранцем, а я миллионер». Поэтому не бойтесь показаться скупым, в частности, хотя бы просто пересчитывая сдачу. Вы ведь считаете свои деньги, а это вовсе не так унизительно, как с завистью считать чужие (чего мы почему-то не стесняемся).

Но самое главное — надо держать в узде свою широкую натуру и не пытаться вести себя как миллионер. Во-первых, потому, что настоящие миллионеры ведут себя совсем иначе, а во-вторых, потому, что большинству из нас небрежная расточительность просто не по карману.

Вознамерившись сделать дорогую покупку, надо быть осмотрительным вдвойне.

Вот несколько советов:

  • Прежде всего надо ясно представить свои потребности, то есть тот товар, который бы вас удовлетворил. Надо четко знать те обязательные качества товара, из которых отсутствие одного автоматически отменяет покупку.
  • Не дайте очаровать себя доброжелательной улыбкой.
  • Присмотритесь, как продавец демонстрирует вам товар. В принципе он призван помочь вам выбрать, за что отдать деньги. Если он хвалит все товары, все образцы и модели подряд, то тут нечего и слушать. Если же он находит недостаток в отдельных образцах, то скорее всего пытается продать то, что подороже. Вы же проникаетесь к нему неосознанным доверием и тут же оказываетесь во власти его манипуляций.
  • Не поддавайтесь провокационной суете, не позволяйте заразить вас возбуждением. Умелый продавец легко вводит покупателя в замешательство, когда резко повышается внушаемость и снижается критичность.

Вам будет интересно:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.