Почему одни добиваются успеха во всём, а другим не везёт даже в мелочах? Может быть, тут скрыта загадка, не поддающаяся рациональному объяснению?
Психологи любят повторять, что удача — понятие относительное, а для наглядности нередко ссылаются на такой пример. Молодым спортсменам, участвовавшим в крупных международных соревнованиях, было предложено ответить на вопрос: кто, по их мнению, чувствует себя более счастливым на пьедестале — обладатель серебра или бронзы? Вопреки ожиданию, большинство спортсменов назвали бронзового призера. Свою позицию они объяснили следующим образом. Сам факт попадания в тройку лидеров расценивает молодым атлетом как огромная удача. Призовое третье место — это преодоление некоего заветного рубежа, неоспоримое свидетельство того, что основная масса соперников осталась позади, что место на пьедестале почёта тобой всё-таки
завоёвано…
А вот серебряного призера нередко донимают иные мысли (правда, необходимо оговориться, что это не является правилом). Стоя на средней ступеньке пьедестала, он корит себя за то, что чуточку не дотянул, а ведь мог бы стать и чемпионом! К чувству радости примешивается и толика досады. Даже на олимпиадах, внимательно наблюдая за спортсменами, ждущими церемонии награждения, нередко можно видеть, что третий призер бурно выражает свои эмоции, не в силах скрыть своего восторга, тогда как серебряный медалист выглядит гораздо сдержанней.
Эту предрасположенность представлять себе то, что могло бы произойти, вместо принятия того, что произошло на самом деле, психологи называют «контрфактическим моделированием». Иными словами, даже человек, добившийся объективно значительных результатов, может ощущать себя невезучим, если твердо рассчитывал перед этим на нечто большее. А что уж тогда толковать о категории вечных неудачников, которые мечтают хотя бы о крошечной личной победе, но не могут добиться от судьбы даже такой малости!
Существует ли возможность избавиться от комплекса неудачника, повысить самооценку и обрести внутреннюю гармонию, оптимистичный настрой? Американский исследователь Ричард Уайзмен доказал, что подобное по плечу практически каждому человеку, а значит, и классическому неудачнику. Однако, начиная свои опыты, Уайзмен ещё не знал, к каким конкретным выводам придёт.
Неудачники и везунчики
Для проведения психологических экспериментов Уайзмен дал объявление в газете, в котором приглашал в свою творческую лабораторию добровольцев. Откликнулись люди самых разных профессий и возрастов. Среди них были и школьники, и пожилые люди. Кто-то из них считал себя вечным неудачником, но были тут и баловни фортуны.
Подробно побеседовав с каждым из добровольцев и определив коэффициент интеллектуального развития своих подопечных, исследователь скомплектовал из них две группы — наиболее ярко выраженных везунчиков и неудачников. Затем ученый и его помощники приступили к серии целенаправленных экспериментов.
Уайзмен раздал обеим группам экземпляры одной и той же газеты, предложив быстро подсчитать, сколько в той опубликовано фотоснимков. Он также объявил, что те, кто безошибочно справится с заданием в течение двух минут, получат 250 долларов.
И вот отсчёт времени начался.
Никто из испытуемых не знал, конечно, что внутри каждой газеты приготовлено два сюрприза. На полях одной из серединных страниц было написано: «Довольно считать! В газете ровно 45 фотоснимков!» Ещё через несколько страниц та же надпись дублировалась более крупными буквами.
И что же?
Почти всем везунчикам хватило считанных секунд, чтобы заметить рукописную фразу и закончить игру. А вот невезучие не уложились даже в отведенные две минуты, поскольку все их внимание было сосредоточено только на пересчете фотографий.
Этот простой эксперимент позволил Уайзмену провести первый «разбор полётов» и сделать ряд весьма важных выводов. Невезучие слишком зациклены на конкретной цели, и это мешает им видеть более выгодные варианты. Ведь кто-то из них всё же: заметил эту надпись, но не принял её в расчёт, ибо она как бы не предусматривалась заданием экспериментатора. А кое-кто попросту испугался, посчитав, что тут скрыта какая-то хитрая ловушка. А вот везунчики оказались в выигрыше, поскольку они раскованны, психологически готовы к разного рода неожиданностям, верят в счастливый случай и никогда не упускают его. Потому-то, наверное, госпожа удача так благосклонна к ним.
Корзина спелых яблок
Через какое-то время состоялся новый эксперимент.
На этот раз обе группы добровольцев получили задание войти в специально арендованный яблоневый сад и принести из него одну за другой две полные корзины спелых яблок.
На сбор первой корзины и невезучие, и везунчики затратили примерно одно и то же время. А вот по второй корзине гораздо быстрее принесли везунчики.
В чем тут дело? Неужели такой монотонный процесс, как сбор яблок, тоже зависит от удачи? Оказалось, что и тут есть своя психологическая логика.
Собирая первую корзину, все находились в незнакомом месте примерно в одинаковых условиях. Плодов было вдоволь, и все рвали те яблоки, до которых можно было дотянуться с земли рукой. Собирать вторую корзину невезучие по свойственной им привычке отправились на прежнее место. Но здесь низко висящих яблок оставалось уже мало, и пришлось карабкаться на деревья либо идти в другие уголки сада, что потребовало дополнительного времени.
А вот везунчики, ещё только собирая первую корзину, уже сообразили, что на старое место возвращаться не стоит, и на обратном пути присмотрели нетронутые яблоньки, к которым и направились сразу же после выгрузки первой корзины.
Исследователю вывод был очевиден: везунчики это те, кто ищет свою удачу в различных житейских ситуациях, кто инициативен и старается разнообразить свою жизнь, кто умеет наблюдать и использовать подвернувшийся шанс.
Именно стремление к разнообразию, к новизне помогает личности повысить свою самооценку, стать удачливее и в конечном счете, утвердиться в окружающем мире. Именно такого рода искатели и составляют контингент любимчиков госпожи удачи.
Схватить фортуну за хвост
После целой серии экспериментов Ричард Уайзмен, по его признанию, сам обрёл уверенность в осмыслении такого феномена, каким является удачливость. Он провёл со своими неудачниками цикл индивидуальных занятий, растолковывая им скрытый смысл психологических опытов, в которых они вместе участвовали. В завершение каждый из добровольцев получил рекомендации в соответствии с особенностями своего характера.
Но и после этого исследователь не прерывал связи с подопечными.
Через год свыше 80 процентов бывших неудачников сообщили ему, что фортуна стала сопутствовать им во многих начинаниях.
Добавить комментарий